Россияне пришли в себя после экономического кризиса, но прежнего потребительского оптимизма уже нет: они с меньшим энтузиазмом берут кредиты и совершают крупные покупки. За последний год готовность к подобным сделкам почти не изменилась, что говорит об определенной стагнации. Такой вывод следует из свежих данных ВЦИОМ, поступивших в распоряжение «МН».
Каждый второй россиянин (50%) полагает, что сегодня неудачное время для крупных покупок. Год назад так считали 49%. Противоположного мнения придерживается треть опрошенных — 32% (год назад — 31%). Затруднились с ответом 18% (в июле 2010 года — 20%). Изменения находятся в рамках статпогрешности. Наибольший пессимизм по отношению к крупным покупкам сохраняет низкодоходная группа населения — здесь 58% считают, что сейчас не время сорить деньгами, и только 28% готовы к масштабным приобретениям. Оба эти показателя последовательно уменьшаются и увеличиваются по мере роста дохода, так что самыми большими оптимистами оказались самые обеспеченные россияне. В этой группе к крупным покупкам готовы 38%, и только 41% считает, что момент для этого неудачный.
Более настороженно относятся россияне к кредитам: почти две трети респондентов — 64% — уверены, что сейчас не время залезать в долги (год назад — 65%). Правда, каждый пятый (21%) с этим не согласен. В июле 2010 года момент для кредитования считали подходящим только 17% — на 4% меньше, чем сегодня. Рост хотя и небольшой, но превышающий статпогрешность. Затруднились с ответом 14% (год назад — 18%). По всей видимости, за минувший год колеблющиеся скорее перешли в разряд оптимистов, чем пессимистов.
«Лучше всего рассматривать эти цифры на длительной перспективе, — заявил, комментируя данные для «МН», гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. — Мы эти индексы стали считать с осени 2008 года, тогда было видно, что резко пошла вниз готовность людей брать кредиты и готовность делать крупные покупки. Потом по мере восстановления экономической ситуации все стало нормализовываться, но, конечно, мы не вышли на докризисный уровень. И более того, примерно год назад очень снизились темпы возвращения к прежним показателям».
«Не произошло восстановление докризисного оптимизма, — считает замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — Больше нет ощущения, что рост будет и дальше, как минимум до 2020-го, что нам везет. Есть стабилизация».
Судя по графикам ВЦИОМ, пик социального пессимизма пришелся на март-апрель 2009 года, когда население страны в полной мере почувствовало посткризисные тенденции — сокращение зарплат, рост тарифов ЖКХ и инфляцию. Апрель 2009 года считали подходящим временем для кредитования только 7%, 80% полагали, что этого делать не стоит. Менее серьезно ударил кризис по готовности совершать крупные покупки: в мае 2009-го оптимистически относились к подобным капиталовложениям 27% россиян, пессимистически — 55%.
Более того, цифры свидетельствуют, что наиболее неуютно в плане кредитования чувствует себя высокодоходная аудитория. Сегодня в этой группе четверть респондентов (25%) считают, что время для кредитов хорошее, а 56% придерживаются противоположной точки зрения. В июне 2010 года «да» займам говорили 29% этой группы респондентов, а «нет» — 51%. Иными словами, за год число пессимистов среди обеспеченных россиян выросло на 5%, число оптимистов сократилось на 4%.
Противоположная тенденция наблюдается в низкодоходной группе, где в июне 2010-го отрицательно относились к кредитованию 75% и только 7% полагали, что время для займов подходящее. Сегодня показатели в этой части социологического спектра почти сравнялись со средними по стране: 70% считают, что кредиты брать не следует, 21% — что момент для этого настал. Таким образом, бедные россияне смотрят на этот вопрос все с большим оптимизмом, а вот обеспеченные — с возрастающим разочарованием.
«Потому что у обеспеченных другое понятие кредита, — объясняет «МН» Алексей Макаркин. — Брать в долг для покупки магнитофона или телевизора им бессмысленно, у них эта сумма есть, а вот брать ли крупный кредит на квартиру — тут они уже начинают задумываться».
Как пояснил «МН» Валерий Федоров, на готовность россиян к совершению крупных сделок обычно влияют два фактора: «Первый — инфляция [инфляция] : когда она ускоряется, сберегательная стратегия становится неэффективной и народ кидается все покупать, чтобы деньги [деньги] не сгорали. Второй — общая информационная обстановка: если с утра до ночи людей прессуют, что сейчас будет кризис, увольнения, безработица, теракты, отключения, повышения тарифов, то желание брать кредиты и делать крупные покупки возникает только у небольшой группы, которая не планирует будущее надолго. Дескать, возьмем кредит, все равно война. Для большинства характерна обратная тенденция: если тучки на небосклоне сгущаются — откладывать на черный день». Похоже, сегодня тучки сгущаются в первую очередь для обеспеченных россиян.